Пришеечный (бутылочный) кариес у детей

Детство

В первые годы жизни ребенка его зубы могут подвергаться образованию пришеечного кариеса, возникающего из-за особенностей питания. Такой кариес иногда называют бутылочным ввиду одной из причин его формирования — кормления из бутылочки. Важно вовремя обнаружить признаки заболевания и принять меры по коррекции режима питания, чтобы не допустить развития осложнений и сохранить здоровье детских зубов.

Что такое пришеечный кариес?

Пришеечный кариес — это кариес, при котором повреждения локализуются в придесневой области, затрагивая шейку зуба. Такой кариес родитель может обнаружить при самостоятельном осмотре: кариозные очаги сначала принимают форму белого, а затем желтого или темного пятна и располагаются вблизи десен на верхних или нижних зубах.

При отсутствии лечения пришеечный кариес довольно быстро переходит в циркулярный — осложненную форму, при которой поражение целиком опоясывает шейку зуба. Быстрое течение заболевания обусловлено тем, что детская эмаль более подвержена воздействию внешних факторов ввиду особенностей строения молочного зуба. Обе формы кариеса развиваются у детей всех возрастов и требуют лечения даже на ранних стадиях.

Бутылочный кариес: что важно знать

Бутылочный кариес — это условное общее название кариозных поражений, возникающих в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет на фоне нарушений режима питания ребенка. Как можно понять из названия, причиной такого кариеса становится кормление смесями из бутылочки, однако, даже грудное вскармливание может приводить к развитию заболевания. Образование кариеса в период грудного и бутылочного питания вызвано следующими причинами:

• Слишком частое кормление, ночные приемы пищи. В полости рта малыша постоянно находятся остатки молока или сладкой смеси, что служит питательной средой для бактерий, вырабатывающих агрессивные кислоты, разрушающие зуб
  • Недостаточная гигиена полости рта. Отсутствие качественного очищения после каждого приема пищи, особенно перед ночным сном, способствует усиленному размножению бактерий и повреждению эмали
  • Чрезмерное количество сахара в смесях и прикорме. Молочные смеси, детское растворимое печенье, фруктовые соки, каши быстрого приготовления, кисломолочные напитки и различные снеки для малышей могут содержать много сахара, который приводит к сдвигу Ph полости рта в кислую сторону, вследствие чего происходит быстрое разрушение эмали, особенно у молочных зубов
  • Длительное грудное или искусственное вскармливание. Применение пустышек, бутылочек и кормление грудью более 1 года может привести к нарушениям прикуса и развитию кариеса
  • Контакт с бактериальной средой родителя. Многие родители допускают серьезную ошибку, облизывая детские соски и ложки. Таким образом микроорганизмы, содержащиеся в слюне родителя, переносятся в полость рта ребенка и начинают активно размножаться, разрушая детскую эмаль

Помимо основных причин бутылочного кариеса, существуют дополнительные факторы, влияющие на образование кариеса у детей:

• Генетическая предрасположенность
  • Врожденные аномалии (эрозии эмали, гипоплазия, аплазия)
  • Иммунодефицитные состояния
  • Недостаток витаминов и питательных веществ
  • Частые ОРВИ
  • Наличие хронических заболеваний

Как распознать пришеечный кариес?

Симптоматика зависит от степени заболевания. Всего выделяют 4 стадии кариеса:

1. Деминерализация (стадия белого пятна). Характеризуется появлением белых матовых пятен и придесневых "ободков" на эмали. При этом болезненность или любые другие дискомфортные ощущения отсутствуют
  2. Разрушение эмали (начальный кариес). Эмаль разрушается до дентина, поэтому белые пятна становятся желтыми или коричневыми. Может отмечаться появление боли при чистке зубов или другом механическом воздействии
  3. Поражение дентина (средний и глубокий кариес). На зубах появляются видимые кариозные полости, в которых может застревать пища. Ребенок может испытывать дискомфорт при температурном воздействии
  4. Осложненные формы кариеса. Кариозный процесс постепенно достигает нервных тканей, вызывая осложнения в виде пульпита или периодонтита. Возникает острая боль, может наблюдаться повышение температуры и отечность. Малыш часто плачет, не может спать по ночам, отказывается от еды и питья

Если вы заметили у своего ребенка один из симптомов, независимо от стадии повреждения, срочно обратитесь к врачу. Игнорирование кариеса молочных зубов может привести к гнойным осложнениям и последующим дефектам эмали постоянных зубов, а также к ранней потере зуба и неправильному прорезыванию коренных единиц, что чревато патологическими нарушениями прикуса.

Лечение кариеса у детей

Тактику лечения определяет врач, учитывая степень и характер разрушений, а также возраст пациента и его индивидуальные особенности. Лечение может включать:

• Реминерализующую терапию, кальцинирование и фторирование —покрытие зубов составами, укрепляющими эмаль
  • ICON — лечение кариеса в стадии белого пятна, при котором на эмаль наносится инфильтрационный раствор с последующей активацией лампой
  • Обработку кариозных полостей с последующей установкой пломб
  • При объемном глубоком поражении рекомендуется лечение в условиях медикаментозного сна с последующим протезированием

Можно ли предотвратить бутылочный кариес?

Конечно, развитие кариеса у детей можно и нужно предупредить. Главные меры профилактики — это качественная гигиена, соблюдение режима питания с ограничением добавленного сахара и плановый контроль у врача. Стоматологи советуют прерывать грудное и искусственное кормление по достижению ребенком одного года жизни, если у него выявлены риски либо уже имеются кариозные поражения. При отсутствии сопутствующих патологий и провоцирующих факторов кормление можно продолжить, но при этом не забывать о необходимости периодических осмотров у стоматолога.

Гигиенические меры включают

• Протирание полости рта малыша либо чистку зубов после каждого кормления, особенно перед сном
  • Наличие у ребенка индивидуальных средств гигиены и столовых приборов, соответствующих возрасту
  • Регулярное посещение стоматолога для осмотра и лечения, согласно персональному графику

Детские стоматологи Lahta Dental проводят лечение в игровой форме, устанавливая контакт и доверительную обстановку с малышом. Спокойствие и позитивный настрой маленьких пациентов при оказании помощи - одна из приоритетных задач клиники. Мы поможем вылечить кариес любой сложности без боли и страха для ребенка и минимизируем уровень стресса и тревоги у родителей.

Статья подготовлена совместно с детским стоматологом Этери Углановой