Особенности мезиального прикуса у детей

Брекеты
Детство

Любые нарушения прикуса у детей — веский повод насторожиться и посетить стоматолога-ортодонта. Патологические процессы легче и эффективнее поддаются лечению в детском возрасте, снижая риск развития негативных последствий в будущем. Одним из таких нарушений является мезиальный прикус. Чем опасно это состояние, как заподозрить изменения у ребенка и можно ли вылечить такой прикус — рассказывают ортодонты Lahta Dental.

Что такое мезиальный прикус?

Мезиальный прикус или прогения — это врожденная аномалия окклюзии (смыкания) зубов, при которой нижняя челюсть выражено выдвинута вперед относительно верхней. Иногда родители считают подобные нарушения природной особенностью, из-за чего не принимают меры по устранению патологии, и это большая ошибка.

Мезиальный прикус у детей обязательно нужно корректировать, иначе во взрослом возрасте ребенок может столкнуться с серьезными осложнениями, начиная от снижения эстетической функции и вытекающих проблем с самооценкой, вплоть до дегенеративных изменений суставов. К счастью, возможности ортодонтического лечения позволяют добиться эффективного результата, особенно если обратиться за помощью на ранних стадиях патологии.

Как распознать мезиальный прикус?

Запишитесь на консультацию к ортодонту, если наблюдаете у ребенка следующие признаки:

• нижняя челюсть сильно выступает вперед, а нижние зубы перекрывают верхние
  • изменение пропорций лица: подбородок кажется тяжелым и массивным, а верхняя губа визуально утончается
  • нарушение осанки
  • ребенок часто держит рот приоткрытым
  • дискомфорт при жевании
  • движения челюсти сопровождаются щелчками и скрипами
  • дефекты речи
  • головные боли

Почему возникает нарушение прикуса у детей?

Аномалии зубочелюстной системы возникают по двум причинам: неправильное положение зубов, когда проявляется зубоальвеолярная форма заболевания, и патологии развития челюстей, отвечающие за скелетную или гнатическую форму. К факторам риска развития любых форм мезиального прикуса относятся:

• генетическая предрасположенность
  • заболевания матери в период беременности
  • родовые травмы
  • длительное кормление из бутылочек
  • использование пустышек, сосание пальцев или предметов
  • укороченная уздечка языка и другие аномалии слизистых
  • преждевременная утрата молочных зубов
  • осложненные формы ЛОР-заболеваний
  • эндокринные нарушения
  • неправильное положение тела во время сна и подпирание рукой, сидя за столом

Как вылечить мезиальный прикус у ребенка?

Лечение малышей дошкольного возраста направлено на устранение вредных привычек и стимуляцию роста верхней челюсти, либо наоборот сдерживание роста нижней с помощью массажа альвеолярного отростка. При необходимости проводится хирургическая коррекция уздечки языка. Для исправления прикуса у школьников и подростков уже применяется ортодонтическое лечение, для которого используются:

• Аппарат Брюкля. Это съемная полимерная пластинка с металлической дугой и петлями по бокам, надеваемая на нижнюю челюсть. Коррекция происходит за счет пружинящих свойств дуги и сокращения жевательных мышц. В процессе ношения ортодонт может изменять натяжение дуги и угол наклона пластинки
  • Активатор Френкеля. Более сложное ортодонтическое устройство из нескольких пластин, соединенных дугами. Элементы аппарата оказывают направленное воздействие на мышцы, зубы и альвеолярные отростки, что позволяет нормализовать положение челюстей и языка
  • Брекет-системы. Пожалуй, самая известная и популярная ортодонтическая конструкция, принцип действия которой заключается в постепенном перемещении зубов с помощью металлических дуг, фиксируемых микрозамками на каждом зубе

Тактика лечения зависит от формы прикуса, возраста ребенка, индивидуальных особенностей, сопутствующих патологий и множества других факторов, поэтому решение о методике коррекции принимается исключительно врачом-ортодонтом на основании клинической картины и данных диагностики. Напомним, что чем раньше будет начато лечение, тем меньше потребуется вмешательств и выше шансы на успех.

Статья подготовлена совместно с детским стоматологом Этери Углановой