Что такое перекрестный прикус? Признаки, эффекты и лечение

Перекрестный прикус — довольно редкое, но серьезное нарушение, которое при отсутствии должного лечения грозит существенными негативными последствиями для человека. Очень важно как можно раньше обнаружить деформацию и получить качественную стоматологическую помощь.

Что такое перекрестный прикус?

Перекрестный прикус — это патология, при которой зубы верхней и нижней челюсти смыкаются неравномерно из-за асимметричного расположения, и часть нижних зубов перекрывает верхние и наоборот. Заболевание может доставлять массу дискомфортных ощущений, например, вызывать нарушения дикции, артикуляции и другие дефекты речи, нарушать процесс жевания и тем самым приводить к перенапряжению жевательных мышц, что влечет за собой дисфункцию височно-нижнечелюстного сустава, головные боли и другие осложнения. Иногда изменения могут стать необратимыми, поэтому патология обязательно требует лечения у врача-ортодонта.

Причем врач может поставить диагноз перекрестного прикуса даже при смещении всего лишь одного зуба.

Откуда берется перекрестный прикус

Расположение зубных единиц и рядов формируется еще в детстве в период смены молочных зубов на коренные. Различные деформации и патологические изменения прикуса соответственно развиваются в это же время. К причинам подобных нарушений относятся:

• Генетическая предрасположенность
  • Врожденные аномалии
  • Нарушения обмена веществ и дефицит кальция
  • Ранняя утрата молочных зубов
  • Обширный кариес молочных зубов, повреждающий зачатки коренных
  • Вредные привычки: сосание пальцев, привычка грызть ногти и предметы, подпирание щеки рукой, неправильная поза для сна и т.д.

Симптомы

О наличии перекрестного прикуса чаще всего говорит асимметрия лица, при которой наблюдается выраженное смещение подбородка, несоответствие высоты уголков губ, искривленная линия улыбки и другие видимые изменения. Человек также может ощущать дискомфорт при смыкании челюстей и визуально замечать то самое «перекрестие», когда один или несколько нижних зубов как бы «наезжают» на противоположные верхние.

Помимо внешних признаков обладатели перекрестного прикуса отмечают боли при жевании, травмы слизистой из-за прикусываний и натираний, воспаления десен, хруст и щелчки при открывании рта, повышенную стираемость зубов и ускоренное течение кариеса.

Если вы наблюдаете у себя похожие симптомы, запишитесь на консультацию к ортодонту. Помните, что чем раньше начинается лечение, тем меньший объем вмешательств и затрат оно предусматривает.

Как лечить перекрестный прикус

Чтобы определить эффективную тактику лечения, нужно для начала разобраться с формой перекрестного прикуса. Всего их две:

• Зубоальвеолярная — при которой нарушено расположение именно самих зубов, без участия костных структур
  • Скелетная — когда смещены кости челюсти

Патология на уровне зубов контролируется с помощью ортодонтической коррекции брекет-системами или элайнерами, а вот для лечения скелетной формы потребуется вмешательство челюстно-лицевых хирургов. При необходимости ортодонтическое лечение комбинируется с хирургическим. В случаях, когда в процессе восстановления выявляется дисфункция ВНЧС, к корректирующей конструкции дополнительно устанавливается суставная шина, а человеку назначается специальный комплекс упражнений для поддержания сустава.

Точный лечебный маршрут, план мероприятий, тип и срок ношения конструкций составляется лечащим врачом после получения результатов комплексной диагностики. Как правило, для постановки диагноза и прогнозирования лечения достаточно сканирования полости рта, от протокола и компьютерной томографии.

Стоматологи Lahta Dental действуют сообща, привлекая к лечению всех необходимых смежных специалистов и сочетая в своей практике современные методики лечения. Наши доктора берутся за сложные серьезные случаи и помогают найти оптимальное решение для любых вопросов и задач, касающихся здоровья полости рта. Мы поможем исправить проблемы с прикусом и сделаем лечение эффективным и комфортным.

Статья подготовлена совместно со стоматологом-ортодонтом Залиной Гусовой.