Пульпит у детей: симптомы и лечение

Детство

Среди многих родителей распространено мнение, что пульпит — это чисто взрослое заболевание, и молочных зубов оно не коснется. Но на самом деле это вовсе не так. Пульпит достаточно часто поражает нежные детские зубы и становится причиной боли и беспокойства у малышей.

Как появляется пульпит на молочных зубах

Пульпитом называется воспаление пульпы — внутренней мягкой ткани зуба, пронизанной нервными волокнами и кровеносными сосудами.

В большинстве случаев пульпит у детей возникает как следствие не вылеченного вовремя кариеса, когда бактерии разрушают эмаль с дентином и доходят по пульпы.

Воспаление нервной ткани способно доставить ребенку немало страданий и привести к серьезным осложнениям: периодонтиту, периоститу, потере зуба и повреждению зачатков коренных зубов, поэтому оказать помощь нужно как можно быстрее, обратившись к детскому стоматологу. Доктор проведет осмотр и необходимое лечение и поможет не только сохранить пострадавший молочный зуб, но и защитить соседние единицы от контактного кариеса, и позаботиться о будущих постоянных зубах.

Причины пульпита

Как уже было сказано, основной причиной пульпита у детей считается запущенный кариес молочных зубов. Такое явление связано с тем, что многие родители считают, будто бы молочные зубы можно не лечить, потому что они все равно рано или поздно выпадут. Это опасное заблуждение, которое может сильно навредить ребенку и осложнить ему жизнь уже во взрослом возрасте. Но помимо кариеса существуют и другие факторы, способствующие развитию пульпита. К ним относится:

1. Некачественная гигиена. При недостаточном уходе за полостью рта, кариес быстрее разрушает уязвимую детскую эмаль и достигает пульпы
  2. Длительное (более 1,5 лет) грудное или бутылочное вскармливание. Частые кормления, в особенности ночные, без должной гигиены становятся причиной появления так называемого «бутылочного» кариеса и ускоренного развития его осложнений
  3. Лечение, проведенное с нарушением технологии, когда кариозные бактерии остаются под пломбой
  4. Травмы молочных зубов: глубокие переломы и трещины со вскрытием пульпарной камеры
  5. Бруксизм и патологическая стираемость. При таком состоянии эмаль быстро истончается, и бактериям проще добраться до пульпы
  6. ЛОР-заболевания. Даже небольшая открытая полость детского зуба становится мишенью для патогенов, обитающих в полости рта во время инфекционных болезней. Также инфекция может попасть в пульпу ретроградным путем, то есть через кровь
  7. Несоблюдение графика посещения стоматолога. Детский кариес на начальной стадии быстро и безболезненно поддается лечению. При регулярном посещении доктора значительно возрастает шанс обнаружить очаг заболевания и быстро его устранить, не допустив осложнений

Симптомы пульпита у ребенка

Очень часто пульпит проходит бессимптомно, принимая хроническую форму заболевания. Но и такое состояние требует лечения. Игнорирование ситуации может привести к обострению, либо вызвать осложнения в виде заражения прилегающих мягких и костных тканей, что в свою очередь приводит к воспалению верхушки корня, периодонтиту и даже некрозу пульпы. Обязательно покажите ребенка врачу при малейших подозрениях на патологию.

Лучше лишний раз убедиться в том, что малышу ничего не угрожает, чем усугубить ситуацию.

Главный симптом острого пульпита — это сильная боль, вызывающая плач и беспокойство у малыша. Боль может усиливаться к ночи и отдавать в ухо, висок, нос или другие части лица. Еще один частый симптом пульпита – повышенная чувствительность к еде. Горячая, холодная пища и напитки, сладкие или кислые продукты — все это может причинять ребенку дискомфорт, вынуждая отказываться от еды.

Как лечить пульпит у детей

Существует 2 методики лечения пульпита:

• Витальная ампутация. Применяется в тех случаях, когда у зуба сохранен большой объем здоровых тканей, а заболевание обнаружено в начальной стадии. Пульпарная камера вскрывается, производится частичное удаление пульпы, тщательно обрабатывается антисептиком, закрывается специальным препаратом МТА (минеральным триоксидным агрегатом), и затем пломбируется. После такого лечения требуется регулярное наблюдение у врача и контроль за состоянием зуба
  • Эндодонтическое лечение. В ходе которого выполняется механическое удаление воспаленной пульпы с обработкой и пломбированием корневых каналов под микроскопом. После такого вмешательства на зуб устанавливается детская коронка

Если кариес разрушил больше 50% зуба, и его невозможно сохранить, либо воспалительный процесс перешел на окружающие костные ткани, врач может принять решение об удалении зуба. В таком случае понадобится наблюдение у ортодонта с целью сохранения пространства под будущий коренной зуб.

Как помочь ребенку

Ни в коем случае не пытайтесь вылечить пульпит самостоятельно, лучше записаться на прием к детскому стоматологу. А вот предупредить развитие заболевания как раз в силах родителей. Для профилактики достаточно придерживаться двух главных рекомендаций:

1. Поддерживать качественную ежедневную гигиену
  2. Регулярно посещать стоматолога

Тщательный домашний уход, своевременное лечение кариеса и выполнение профессиональной гигиены, фторирования или герметизации помогут избежать развития инфекционных процессов, их хронизации и дальнейших осложнений.

Детские стоматологи Lahta Dental находят подход даже к самому капризному ребенку и оказывают всю необходимую помощь в комфортной анти стрессовой обстановке. Все манипуляции проводятся под качественной анестезией с применением седации ЗАКС, а также есть возможность лечения в условиях медикаментозного сна с пробуждением в персональной палате в присутствии родителей. Мы сделаем все, чтобы позаботиться о здоровье зубов вашего ребенка и оставить у него положительный опыт о взаимодействии со стоматологами.

Статья подготовлена совместно с детским стоматологом Ксенией Оплесниной