Зубная боль ночью: что делать

Появление зубной боли — достаточно неприятное событие, а уж ночью она способна сбить с толку и значительно повысить уровень беспокойства. И первая задача, возникающая у того, кто ночью столкнулся с болью — продержаться до утра.

Почему боль возникает ночью

Зуб может заболеть в любое время суток, совершенно внезапно. Но многие люди отмечают, что боль, возникающая ночью, ощущается сильнее и доставляет практически невыносимые страдания. И это правда — зубная боль действительно усиливается ночью, и на то есть несколько причин:

• Когда человек находится в горизонтальном положении, кровь приливает к источнику воспаления, из-за чего появляется болевой синдром
  • В дневное время вокруг нас происходит множество событий и действий, способных отвлечь от неприятных ощущений — работа, дела по дому, звонки, встречи и переговоры, спортивные тренировки и т.д. Боль, появляющаяся ночью во время сна или отдыха, забирает все внимание на себя
  • Во сне в организме замедляются физиологические процессы, в том числе — выработка гормонов, отвечающих за интенсивность болевого синдрома
  • Важную роль играет и психологический фактор. Если днем есть возможность обратиться к стоматологу, то ночью большинство медицинских учреждений, оказывающих помощь, не работают, и человек остается с болью один на один. Внезапное появление боли, растерянность, беспомощность и высокий уровень тревоги способен значительно усилить и без того неприятные ощущения

Почему ночью болят зубы

Первый вопрос, который задает себе человек, столкнувшийся с зубной болью в ночи: «Что это может быть?»

И здесь есть несколько предположений:

1. Пульпит. Именно это заболевание становится источником невыносимой боли в ночное время. Дело в том, что при пульпите поражается нервная ткань зуба — пульпа, и когда к пораженной пульпе приливает кровь, возникает сильнейшая острая боль. При этом она может отдавать в висок, ухо, глаз, нос, шею и другие части лица и головы
  2. Периодонтит. Представляет собой осложнение глубокого кариеса и пульпита, когда воспалительный процесс достигает верхушки корня зуба
  3. Глубокий кариес. Состояние, при котором кариозные бактерии еще не дошли до пульпы, но уже разрушили большую часть эмаль и дошли до дентина. Как правило, сильной болью такая патология не сопровождается, но может возникать реакция при смыкании зубов во сне
  4. Прорезывание зуба мудрости. Чтобы появиться в полости рта, зубу нужно прорваться сквозь мягкие ткани десны. Их естественная травматизация сопровождается не только болью, но и отечностью, повышением температуры, затруднением при открывании рта и движениях челюсти при разговоре или приеме пищи
  5. Постпломбировочная боль. Возникает в первые дни после эндодонтического лечения и, как правило, проходит самостоятельно
  6. Послеоперационная боль. Появляется как естественная реакция на удаление зуба, установку имплантата или другие хирургические вмешательства. Обычно проходит через 5-7 дней, но усиление боли может сигнализировать о попадании инфекции в лунку
  7. Вторичный кариес. Из-за нарушения протокола лечения или некачественной гигиены бактерии могут проникать под пломбы, накладки и коронки, вызывая повторное воспаление и как следствие — боль
  8. Образования в области корня зуба: кисты, абсцессы
  9. ЛОР-заболевания. Синуситы и отиты могут проявляться болью, которую легко принять за зубную из-за близкого расположения органов и полости рта
  10. Воспаление тройничного нерва. Не связано с патологиями полости рта, но также доставляет нестерпимую боль, охватывающую ухо, челюсть и подбородок

Как облегчить зубную боль ночью

Первое, что нужно сделать — это попытаться успокоиться и желательно вернуться ко сну, чтобы набраться сил перед завтрашним днем, ведь скорее всего вам предстоит визит к стоматологу. Откладывать его не стоит, даже если боль прошла к утру самостоятельно. Чтобы унять зубную боль дома и продержаться до оказания врачебной помощи, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

1. Для снижения интенсивности боли примите обезболивающий препарат из группы НПВС, например, Ибупрофен, Нимесил или Кетанов (при отсутствии противопоказаний)
  2. Снять отечность поможет прикладывание холода к щеке по схеме: 15-20 минут холод — 30 минут перерыв. Это может быть готовый охлаждающий компресс или обычный лед, завернутый в ткань
  3. По возможности постарайтесь находиться в полулежащем положении, чтобы голова была приподнята над телом. Это поможет обеспечить отток крови от источника боли
  4. Если вы чувствуете голод, не стоит терпеть и отказываться от пищи. Просто исключите твердые жесткие продукты и перекусите йогуртом, бульоном, пюре, кашей или любыми другими продуктами с мягкой или жидкой текстурой
  5. После еды можно воспользоваться ополаскивателем для полости рта. При этом не нужно активно полоскать рот, достаточно просто набрать немного раствора, подержать 1-2 минуты и выплюнуть. Если вы чувствуете, что между зубами находится кусочек пищи, который давит на десну, попробуйте аккуратно достать его с помощью зубной нити, чтобы снять неприятное давление

Важно! Описанные методы должны использоваться только в качестве временной меры, чтобы немного успокоить зубную боль ночью. Выявлением и лечением источника боли должен заниматься исключительно врач в условиях стоматологического кабинета.

Даже если боль утихла, и вы хорошо себя чувствуете, все равно стоит записаться на прием к стоматологу.

Что нельзя делать при зубной боли

Категорически не рекомендуется:

• Греть болезненную область
  • Полоскать рот спиртовыми растворами
  • Закладывать лекарства в кариозную полость или втирать их в десну
  • Самостоятельно начинать прием антибиотиков
  • Принимать алкоголь
  • Лезть в больной зуб зубочистками
  • Применять методы народной медицины
  • Терпеть боль

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением и не затягивайте с визитом к врачу.

Помните о том, что боль — это всего лишь сигнал о проблеме. Игнорирование ситуации ведет к прогрессированию основного заболевания и грозит плачевными последствиями вплоть до потери зуба и распространения инфекции на кость челюсти.

В Lahta Dental работает целая команда врачей, и всегда найдется свободный слот для оказания экстренной помощи. Доктор проведет осмотр и диагностику, выявит проблему и поможет не просто избавиться от страданий, но и предупредить развитие осложнений и избежать негативных последствий.

Статья подготовлена совместно с стоматологом-терапевтом Анной Масленниковой