Болит зуб - что делать

Зубная боль может застать врасплох любого человека и серьезно испортить настроение и планы. Но даже при активном ритме жизни нужно понимать, что боль — это не просто неприятное состояние, а сигнал о том, что зубу требуется помощь. Поэтому лучше не пытаться терпеть зубную боль, а сразу переходить к действиям.

Почему может заболеть зуб

Чаще всего причиной острой зубной боли становится инфекционное поражение или механическая травма, затрагивающая внутреннюю нервную ткань зуба — пульпу. Боль может возникнуть при глубоком кариесе, когда обнаженные нервные окончания в кариозной полости реагируют на давление при смыкании челюстей и жевании, воздействие высоких и низких температур, чистку щеткой или попадание в полость кусочков еды. При отсутствии лечения патогенные бактерии поражают пульпу и корневые каналы, провоцируя воспалительный процесс и вызывая осложнения в виде пульпита и периодонтита. Такие заболевания характеризуются сильной нестерпимой болью и требуют срочного визита к врачу-стоматологу.

Насторожиться стоит и при получении травмы зуба — ушибе, трещине или переломе, даже если на первый взгляд кажется, что с зубом все в порядке или повреждения незначительные.

При быстром реагировании есть шанс сохранить пострадавший зуб, а вот промедление чревато его потерей.

Сопровождаться болью может и прорезывание зубов мудрости — восьмерок, особенно, если оно проходит с нарушениями, когда зуб растет под наклоном и упирается в соседний — дистопия, или вообще не может пробиться сквозь десну — ретенция. Кроме самой боли, в таких случаях часто наблюдается повышение температуры, отечность десны в области прорезывания и припухлость щеки.

Источником боли в зубах довольно часто выступает воспаление десен. Гингивит, пародонтит, пародонтоз или гнойный нарыв (флюс) протекают довольно болезненно, однако в таких случаях боль носит не острый, а ноющий, тянущий характер.

Что делать при зубной боли

Единственное верное решение при возникновении боли — как можно скорее обратиться за помощью к стоматологу. Ведь важно не просто купировать болевой приступ, а выявить причину и провести необходимое лечение, предупредив развитие осложнений. А чтобы облегчить состояние по пути в клинику, можно придерживаться простых рекомендаций:

• Для снижения интенсивности боли примите обезболивающий препарат из группы НПВС, например, Ибупрофен, Нимесил или Кетанов (при отсутствии противопоказаний)
  • Снять отечность поможет прикладывание холода к щеке по схеме: 15-20 минут холод — 30 минут перерыв. Это может быть готовый охлаждающий компресс или обычный лед, завернутый в ткань
  • По возможности постарайтесь находиться в вертикальном или сидячем положении, чтобы обеспечить отток крови от источника боли
  • Если вы чувствуете голод, не стоит терпеть и отказываться от пищи. Просто исключите твердые жесткие продукты и перекусите йогуртом, бульоном, пюре, кашей или любыми другими продуктами с мягкой или жидкой текстурой
  • После еды можно воспользоваться ополаскивателем для полости рта. При этом не нужно активно полоскать рот, достаточно просто набрать немного раствора, подержать 1-2 минуты и выплюнуть

Важно! Указанные способы должны использоваться только в качестве временной меры для уменьшения степени болевого синдрома. Лечением проблемы занимается исключительно врач в условиях стоматологического кабинета. Даже если боль утихла самостоятельно, все равно запишитесь на прием к стоматологу.

Что делать нельзя при зубной боли

Категорически не рекомендуется:

• Греть болезненную область
  • Полоскать рот спиртовыми растворами
  • Закладывать лекарства в кариозную полость или втирать их в десну
  • Самостоятельно начинать прием антибиотиков
  • Принимать алкоголь
  • Активно чистить больное место щеткой
  • Лезть в больной зуб зубочистками
  • Применять методы народной медицины
  • Терпеть

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением и не затягивайте с визитом к врачу. Помните о том, что боль — это всего лишь сигнал о проблеме.

Игнорирование ситуации ведет к прогрессированию основного заболевания и грозит плачевными последствиями вплоть до потери зуба.

Болит вылеченный зуб — как такое возможно

Иногда боль может возникнуть в зубах, которые подвергались эндодонтическому лечению, либо были реставрированы с помощью коронок или виниров. Здесь важно уточнить, когда именно проводилось лечение. Боль в течение 1-2 недель после удаления нерва и чистки каналов считается вариантом нормы и проходит самостоятельно. После фиксации керамических изделий могут возникать дискомфортные ощущения, но это тоже совершенно нормально в период адаптации. А вот если боль не проходит или появляется спустя долгое время после лечения, это уже может быть признаком повторного инфицирования или развития вторичного кариеса.

Независимо от предполагаемой причины боли, при ее появлении необходимо как можно скорее обратиться к стоматологу. В Lahta Dental работает целая команда врачей, и всегда найдется свободный слот для оказания экстренной помощи. Доктор проведет осмотр и диагностику, выявит проблему и поможет не просто избавиться от страданий, но и предупредить развитие осложнений и избежать негативных последствий.

Статья подготовлена совместно с стоматологом-терапевтом Никитой Алимовым