Влияние заболеваний ЛОР-органов на здоровье зубов

Зубочелюстной аппарат крепко связан с ЛОР-органами, и порой такая анатомическая близость становится причиной заболеваний в одной из систем. Как помочь зубам и деснам жить в согласии с горлом и носом, на что обратить внимание при зубной боли, и к кому бежать за помощью: ЛОРу или стоматологу — рассказываем в нашей статье.

Какие ЛОР-заболевания могут сказаться на здоровье зубов?

Чаще всего обильному скоплению налета и развитию кариеса способствует хронический тонзиллит. Это заболевание встречается у огромного количества людей и требует наблюдения и лечения. При тонзиллите воспаляются небные миндалины — парные образования в глотке, похожие на губку и состоящие из лимфоидной ткани. Задача миндалин — задержать инфекцию и не пропустить вирусы и бактерии дальше в дыхательную систему. Но при хроническом тонзиллите миндалины становятся постоянным очагом инфекции в горле, что непосредственно влияет и на остальную полость рта, создавая благоприятную среду для кариеса и воспаления десен. С другой стороны, запущенный кариес, также являющийся источником бактериальной флоры, может аналогичным образом спровоцировать ангину. И тогда мы уже получим сразу два очага воспаления, поддерживающих друг друга и ослабляющих организм в целом.

Помимо этого, наличие ЛОР-патологий часто становится ограничением для стоматологического лечения. К примеру, заложенность носа при хроническом рините не позволяет вылечить зуб или использовать седацию закисью азота из-за отсутствия возможности свободного носового дыхания у пациента.

Как болезни полости рта влияют на ЛОР-органы?

Так как зубочелюстная система и ЛОР-органы тесно связаны между собой, патологии полости рта точно так же могут вызывать осложнения и способствовать развитию ЛОР-заболеваний. Наиболее частым и показательным случаем, когда инфекция из зуба переходит в ЛОР-органы, считается одонтогенный синусит. Заболевание представляет собой воспаление слизистой оболочки верхнечелюстных пазух, вызванное переносом патологического процесса именно из источников одонтогенной (зубной) инфекции. Такими источниками могут стать:

• кариозные поражения верхних зубов
  • воспаления пародонта
  • абсцессы и другие гнойные поражения тканей
  • бактериальные осложнения после удаления зуба
  • гранулемы и кисты корня зуба
  • инородные тела в пазухах: пломбировочный материал, осколки стоматологических инструментов и другие

Игнорирование ситуации и отсутствие лечения синусита в свою очередь грозит хронизацией воспаления, появлением и ростом кист и полипозных образований в верхнечелюстной пазухе. Поэтому в подобных случаях для лечения применяется комплексный подход, предполагающий совместную работу стоматолога и оториноларинголога.

Помимо поражений слизистой носа невылеченный кариес может стать причиной проблем и с горлом. Дело в том, что в кариозных полостях среди различных микроорганизмов присутствуют стрептококковые бактерии, которые могут перейти из зуба на другие участки полости рта, в том числе горло, и вызвать тонзиллит, фарингит и другие заболевания.

Когда записаться на прием к ЛОРу, а когда к стоматологу?

Зубную боль легко отличить от боли в горле или другой симптоматики ЛОР-заболеваний, но при подозрении на гайморит стоит насторожиться и прислушаться к своим ощущениям. Как правило, при гайморите болят передние зубы верхней челюсти. Такой симптом обусловлен тем, что при воспалении гайморовых пазух их выходные отверстия сужаются, а вырабатываемая слизь застаивается внутри. В итоге давление в пазухах усиливается и приводит к раздражению корней зубов, расположенных под ними.

Зубная боль, вызванная гайморитом, обостряется или, наоборот, притупляется при изменениях положения головы, в том числе, когда человек наклоняется, ходит или встает. Но кроме боли в зубах у гайморита должны быть и другие проявления: заложенность носа, обильные густые выделения слизи, ощущение давления вокруг носа и под глазами, головная боль, повышение температуры, неприятный запах или вкус во рту. Эти симптомы могут быть неярко выраженными, но при малейшем подозрении на воспаление пазух стоит обратиться к ЛОР-врачу.

Посетить оториноларинголога следует и при появлении признаков других инфекционных заболеваний:

• боль в горле
  • отечность миндалин
  • появление белого налета
  • нарушение носового дыхания
  • частичная или полная потеря обоняния

Поводом для обращения к стоматологу может стать

• острая зубная боль (при отсутствии признаков гайморита)
  • наличие зубного камня
  • воспаление и кровоточивость десен
  • сколы и трещины эмали зуба
  • отечность слизистой и появление язвочек

Важно! Посещать стоматолога необходимо не только при появлении тревожной симптоматики, но и в профилактических целях не реже 2-х раз в год. Доктор оценит состояние полости рта, выполнит профессиональную гигиену и при необходимости уберет все кариозные очаги, чтобы исключить распространение инфекции.

Как позаботиться о зубах во время лечения ЛОР-заболевания?

Так как наличие бактериальной среды отрицательно сказывается на здоровье зубов и десен, очень важно поддерживать тщательную гигиену полости рта, чтобы снизить активность патогенной микрофлоры. Ежедневная чистка дважды в день, использование ополаскивателя, нити и межзубного ершика после еды помогут избавиться от остатков пищи, представляющих благоприятную среду для роста и размножения бактерий. Кроме того, очень важно приобрести новую зубную щетку после полного выздоровления. Так вы сможете избежать переноса микробов в здоровую полость рта.

Lahta Dental предлагает консультации оториноларинголога по любым вопросам здоровья полости рта. Специалисты клиники проводят комплексную диагностику любых стоматологических и ЛОР-заболеваний и соблюдают междисциплинарный подход. Командная слаженная работа позволяет эффективно избавиться от болезней, предупредить развитие осложнений и снизить риски рецидивирующих состояний.