Что такое дентофобия

Страх перед походом к стоматологу знаком почти каждому из нас. Но, к сожалению, не все способны с ним справиться, и поэтому многие начинают откладывать лечение, подвергая себя риску. Чтобы не допустить плачевных последствий и сохранить здоровье зубов и десен, важно разобраться в причинах фобии, взять ситуацию под контроль и получить специализированную помощь.

Дентофобия — что это такое и почему она возникает

Дентофобия, она же стоматофобия и одонтофобия — патологическая боязнь зубных врачей и любого стоматологического лечения, в том числе простого профилактического осмотра. Человек может испытывать широкий спектр негативных эмоций и симптомов: от легкого волнения до панической атаки и даже обмороков. Люди, страдающие этим недугом, как правило, обращаются к стоматологу только в экстренном случае, чаще всего при сильной некупируемой боли. Чтобы избавиться от расстройства и позаботиться о здоровье полости рта, целесообразно рассмотреть комплексную работу стоматолога и психолога или психотерапевта.

Специалисты помогут выявить причину страха, проработать проблему, сделать будущее лечение комфортным и сформировать новое позитивное мнение о стоматологии.

Почему поход к стоматологу вызывает страх?

Сам по себе страх обычно возникает как защитная реакция на какое-либо негативное или травмирующее событие, связанное с лечением зубов. Поэтому причинами появления стоматофобии становятся:

• Личный негативный опыт. Чаще всего связан с некачественным оказанием помощи, болью при выполнении манипуляций, осложнениями после лечения, а также грубым пренебрежительным отношением со стороны врача и персонала медучреждения
  • Деструктивные установки из детства. Иногда родители неосознанно формируют страх у своих детей, который переходит во взрослый возраст и сопровождает человека на протяжении всей жизни. К такому восприятию приводят: запугивания и угрозы перед посещением врача — «Если не пойдешь к врачу, значит останешься без мультиков!», устрашающее описание процедур — «Тебе будут сверлить зубы и делать уколы!», навязывание чувства вины — «Вот видишь, какие у тебя плохие зубы!», высмеивание и стыд — «Не будь плаксой и не позорь меня!», намеренный обман — «Это не больно, как комарик укусит!». Особенно травмирующим становится удержание ребенка в стоматологическом кресле силой, переход на повышенный тон и крик, оставление малыша одного в кабинете и отсутствие психологической защиты и безусловной родительской поддержки
  • Получение некорректной информации от знакомых или СМИ. Современные медиа изобилуют кричащими заголовками о врачебных ошибках, плачевных случаях, теориях заговора, неэффективных методах домашнего лечения и народной медицины, а близкие люди по статистике больше привыкли делиться негативным отзывами. Такие источники могут оказывать психологическое давление на читателя или слушателя, повышать уровень беспокойства и формировать недоверительное отношение к медицине в целом
  • Индивидуальные реакции, возникшие во время лечения. Бывает так, что препарат или материал, используемый доктором, неожиданно вызывает острую побочную или аллергическую реакцию, о которой человек ранее мог и не догадываться. Подобные случаи часто служат триггером для развития дентофобии
  • Синдром белого халата. Касается не только стоматологии, но и любого обращения в медицинское учреждение в целом
  • Низкий болевой порог. Состояние, при котором даже незначительная боль доставляет человеку сильные физические и эмоциональные страдания, из-за чего он начинает бояться потенциальных вмешательств
  • Повышенный рвотный рефлекс. Людям с такой особенностью бывает проблематично просто почистить зубы, и поэтому они могут испытывать страх перед манипуляциями в полости рта
  • Уже имеющиеся фобии. Боязнь вида крови (гемофобия), уколов (трипанофобия), заражения инфекциями (мизофобия) и другие страхи, связанные с медицинскими процедурами, часто дополняются страхом стоматологического лечения
  • Психические дисфункции и особенности. Обсессивно-компульсивное расстройство, расстройство аутистического спектра, тревожное расстройство и другие вызывают в человеке страх потерять контроль над ситуацией и довериться незнакомому врачу

Как проявляется дентофобия

Помимо самого страха и нервных переживаний, могут наблюдаться симптомы:

• Повышенное потоотделение
  • Учащение сердцебиения и повышение давления
  • Бледность кожных покровов
  • Дрожь в конечностях
  • Слабость и головокружение
  • Тошнота и диарея
  • Паническая атака
  • Потеря сознания

Как справиться с дентофобией

В первую очередь стоит признать проблему и настроиться на ее решение. Посещение стоматолога — обязательная мера профилактики заболеваний зубов и десен. Затягивание ситуации лишь усугубит ее, и избежать приема у врача никак не получится. В зависимости от тяжести симптомов применяются различные тактики терапии:

• Смена лечебного учреждения и предварительное знакомство с врачом. Не стесняйтесь сообщать персоналу о своих страхах, это позволит врачу подготовиться к приему, подобрать оптимальную анестезию (седацию или наркоз) и спланировать лечение так, чтобы оно прошло в комфортных условиях, а у пациента осталось положительное впечатление
  • Попросите кого-нибудь из близких сопроводить вас на прием. Присутствие и поддержка дорогого человека поможет снизить уровень тревоги
  • Возьмите с собой антистресс. Это может быть мягкая игрушка, фиджет или смартфон, которым можно будет занять руки и переключить внимание
  • Не бойтесь обращаться к психологу или психиатру, особенно при выраженной симптоматике. Когнитивно-поведенческая терапия показала высокую эффективность в лечении фобий и эмоциональных расстройств. А при наличии показаний доктор назначит седативный или противотревожный препарат
  • Позитивный настрой и поощрение. Как бы банально ни звучало, но постарайтесь выделить для себя положительные стороны лечения. Представьте свою будущую красивую улыбку, восторженные взгляды окружающих, а также отсутствие боли, чувствительности и комфортное пережевывание пищи. А после приема побалуйте себя приятной покупкой, встречей или походом в развлекательное учреждение

В Lahta Dental мы стараемся поддерживать психологически комфортную обстановку, а наши врачи обладают высоким уровнем эмпатии и вовлеченности. Мы поможем обрести спокойствие и равновесие, и на деле покажем, что лечение может быть без стресса и переживаний.

Статья подготовлена совместно с детским стоматологом Этери Углановой