Что нужно знать о рецессии десны

Внешний вид десен — такой же важный показатель здоровья полости рта, как и состояние зубов. Поэтому каждому человеку нужно обращать внимание на объем и высоту десневой ткани и следить за ее изменениями. Это поможет предупредить рецессию десны — коварное заболевание, которое грозит негативными последствиями, но при своевременном обращении за помощью успешно поддается лечению.

Что такое рецессия десны?

Рецессия или падение, опускание десны — это убыль мягкой ткани, вызывающая оголение шейки и корня зуба. И если коронковая часть зуба в силу своего анатомического строения и минерального состава эмали умеет противостоять разным внешним факторам, как например, прием горячей пищи или давление щетинок щетки при чистке, то цемент корня зуба такой устойчивостью, к сожалению, не обладает. Из-за этого люди с рецессией начинают отмечать у себя повышение чувствительности и другие симптомы. Кроме того, рецессия провоцирует формирование некариозных поражений зуба. Такие дефекты возникают в виде полости на поверхности эмали, и она становится удобным местом для скопления бактерий и остатков пищи, из которых впоследствии образуются зубные отложения и развивается кариес. Игнорировать рецессию нельзя, так как длительный дефицит мягких тканей чреват развитием подвижности и даже потерей зуба.

Почему возникает рецессия?

Рецессия развивается по ряду причин. Среди них:

• Тонкий биотип десны. Такое состояние считается врожденной индивидуальной особенностью и требует периодического наблюдения у врача
  • Неправильная техника чистки. Слишком сильное давление на щетку и активные движения травмируют десны. Ежедневное повреждение мягких тканей во время гигиены со временем приводит к их убыли
  • Нарушения прикуса и ортодонтическое лечение. В таких случаях рецессия возникает из-за неравномерного распределения нагрузки на зубы
  • Отсутствие ухода за полостью рта. Пренебрежение гигиеной влечет за собой появление твердых зубных отложений, которые оказывают постоянное давление на десны, вызывая их опускание
  • Пирсинг языка и губ. Металлические украшения в полости рта могут натирать и травмировать слизистую, провоцируя рецессию
  • Врожденные аномалии мягкотканных тяжей. Укороченная уздечка нижней или верхней губы способствует сильному натяжению десны, вследствие чего может развиться убыль десневой ткани
  • Запущенные заболевания пародонта. Гингивит и пародонтит при отсутствии лечения переходят в хроническую форму и приводят к дистрофии тканей
  • Возрастные изменения и гормональные нарушения. Люди, страдающие эндокринными патологиями, беременные женщины и пожилые люди часто сталкиваются с рецессиями из-за изменений в метаболических процессах

Симптомы рецессии

На опущение десны могут указывать следующие признаки:

• Оголение шейки и корня зуба
  • Уменьшение или отсутствие десневых сосочков (участков десны треугольной формы, заполняющих пространство между зубами)
  • Реакция на температуру и пищу с выраженным вкусом (сладкая, острая, кислая, соленая)
  • Неприятный запах изо рта (галитоз)
  • Подвижность зубов

При появлении симптомов нужно сразу записаться на прием к пародонтологу. На ранней стадии рецессия легче и быстрее поддается лечению, поэтому очень важно вовремя диагностировать патологию и принять необходимые меры. Для диагностики рецессии достаточно осмотра врача и проведения компьютерной томографии (КЛКТ). На основании полученных данных пародонтолог установит диагноз и примет решение о тактике лечения.

Как лечат опущение десны?

Лечение рецессии десны требует комплексного подхода. Это может быть взаимодействие стоматолога-терапевта и хирурга-пародонтолога, также могут привлекаться стоматолог-ортопед и ортодонт. В зависимости от причины заболевания, его степени и клинической картины, врачи составят подробный план лечения. Консервативное лечение включает коррекцию навыков гигиены и проведение профессиональной чистки с целью снять воспаление. Хирургическое вмешательство подразумевает закрытие рецессии с помощью пластики десны.

Как проходит операция

Перед микрохирургической операцией возможна предварительная подготовка у смежных специалистов. При необходимости выполняется терапевтическое восстановление анатомической формы зуба до границы с будущей десной, ортодонтическая нормализация положения зуба, снятие ранее установленных ортопедических конструкций (коронок, виниров) и т.д. Обязательно проведение профессиональной гигиены.

Сама операция продолжается от 30 до 60 минут на одном зубе. Все проходит под местной анестезией, но при желании пациента возможно лечение под седацией или наркозом. Для пластики врач использует ткани десны, окружающей зуб, или проводит пересадку с небной области. При этом чем меньше степень рецессии и больше сохранены десневые сосочки, тем меньше объем вмешательства. При тяжелой рецессии даже около одного зуба и невозможности ее закрытия, врач может поставить вопрос об удалении зуба с последующей имплантацией.

Что будет после операции?

Сразу по завершении процедуры пациент может идти домой. Как правило, после операции не возникает осложнений, но при этом человека могут беспокоить боль, онемение, отечность или гематома на месте операции, выделение небольшого количества крови или сукровицы, незначительное повышение температуры (до 38 градусов). Такие симптомы не должны вызывать тревогу, так как считаются нормальной постоперационной реакцией и проходят самостоятельно в первые 3-5 суток после вмешательства. А вот если боль или отечность не проходят или усиливаются, кровотечение из раны не останавливается, а температура повышается выше 39 градусов и не купируется жаропонижающим — это повод срочно обратиться к врачу.

А можно ли избежать рецессии?

Существуют простые профилактические меры по сохранению и поддержанию здоровья десен. К ним относится:

• Подбор средств гигиены у стоматолога и обучение технике чистки
  • Использование щетки с мягкой щетиной
  • Бережная атравматичная чистка
  • Посещение стоматолога по индивидуальному графику
  • Проведение профессиональной гигиены

Доктора Lahta Dental готовы оказать всестороннюю помощь в соответствии с принципами доказательной медицины и прогрессивными международными стандартами лечения. Мы соблюдаем индивидуальный подход к каждому пациенту и при необходимости привлекаем смежных специалистов. Такое междисциплинарное взаимодействие обеспечивает высокое качество лечения и эффективный результат. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением и доверьте свое здоровье профессионалам.