Почему важно лечить кариес молочных зубов?

Детство

Кариес молочных зубов — состояние, требующее настороженности родителей и обязательного лечения у стоматолога. Своевременная помощь и периодическое наблюдение помогут не просто сохранить здоровье детских зубов, но и избежать серьезных проблем во взрослом возрасте.

Чем опасен кариес молочных зубов?

Среди родителей распространено убеждение, что кариес молочных зубов можно не лечить, так как они все равно выпадут и сменятся постоянными. Однако, такое заключение не просто ошибочно, но и очень опасно! Дело в том, что еще до момента выпадения кариес может доставить малышу массу неприятных ощущений, а игнорирование проблемы приводит к серьезным осложнениям. Разберем возможные результаты невылеченного кариеса:

1. Нарушение социальной адаптации. Кариозные поражения и отсутствие зубов нарушают эстетику улыбки, из-за чего ребенок может испытывать стеснение, замкнутость и проблемы в общении со сверстниками
  2. Дефекты речи. Зубы отвечают не только за жевательную, но и за речевую функцию. Ранняя потеря зубов или их сильное разрушение приводят к нарушению речеобразования и произношения слов. Ребенку становится тяжело проговаривать звуки, речь становится невнятной, возникают сложности в коммуникации с другими детьми и взрослыми, снижается самооценка
  3. Расстройство сна. Осложнения кариеса в виде пульпита или периодонтита сопровождаются сильной болью, из-за чего ребенок испытывает беспокойство, с трудом засыпает, часто просыпается ночью. Что в свою очередь грозит нарушением режима дня и снижением эмоционального настроения
  4. Затруднения в приеме пищи. Ребенок отказывается от продуктов, прием которых вызывает дискомфорт или боль, из-за чего возникает дефицит витаминов и микроэлементов, необходимых для нормального развития и роста. Кроме того, малышу становится сложно тщательно пережевывать пищу, а нарушение жевательной функции негативно сказывается на развитии челюстей. Например, при одностороннем жевании (на стороне, которая не болит) могут возникать деформации челюсти и ее асимметрия
  5. Неправильное положение челюстей и зубов. Преждевременная потеря или удаление зуба способствует смещению соседних зубов, из-за чего новый постоянный зуб прорезывается с нарушениями, что чревато формированием неправильного прикуса
  6. Дисфункция ВНЧС. Утрата зубов, их продолжительное отсутствие и неправильное положение часто становятся причиной патологий височно-нижнечелюстного сустава, сопровождающегося дискомфортом при жевании, появлением характерных звуков и даже головной болью
  7. Неприятный запах изо рта (галитоз). Кариозная полость — укромное место для скопления частичек пищи и размножения бактерий. Такие очаги инфекции продолжают разрушать зуб и становятся источниками неприятного запаха
  8. ЛОР-заболевания. Полость рта и ЛОР-органы тесно связаны между собой, поэтому постоянное присутствие агрессивной бактериальной среды может вызывать воспалительные процессы носоглотки и прилегающих структур
  9. Болезни ЖКТ. Недостаточное пережевывание пищи и прогрессирование роста патогенных бактерий зачастую способствуют нарушению работы пищеварительной системы и связанным с ней заболеваниям, например, рефлюксная болезнь (ГЭРБ) или гастрит
  10. Повреждение эмали и неправильное прорезывание постоянных зубов. Осложнения кариеса (пульпит, периодонтит) могут повреждать зачатки коренных зубов, вследствие чего зубы прорезываются уже с патологиями эмали и другими осложнениями

Когда нужно обращаться к врачу?

Кариес опасен тем, что на начальных стадиях протекает бессимптомно, не вызывая беспокойства у ребенка и его родителей. Поэтому посещать стоматолога необходимо не только при появлении симптомов, но и в профилактических целях. Индивидуальный график контрольных осмотров доктор составит на самой первой консультации малыша. Также не стоит забывать о красных флагах, сигнализирующих о том, что пора записаться на прием к стоматологу раньше назначенного срока. Причиной для посещения врача может стать:

• появление белых пятен на эмали
  • темные пятна и точки на зубах
  • кариозные полости и видимые повреждения
  • сколы, трещины и любые травмы зуба
  • отечность и покраснение десен
  • неприятный запах изо рта
  • сильная острая боль
  • чувствительность к сладкой, соленой, острой или кислой пище
  • боль при употреблении холодных или горячих напитков и продуктов
  • отказ от кормления

Лечить или удалять молочные зубы?

Тактика лечения зависит от состояния полости рта, а также от уровня коммуникации ребенка с врачом. В зависимости от степени разрушения зуба и наличия сопутствующих факторов, доктор может рекомендовать лечение кариеса без сверления по методике ICON, инвазивное лечение с композитной реставрацией, эндодонтическое лечение с последующим протезированием или удаление. Все манипуляции проводятся с использованием мощной качественной анестезии, либо с применением седации и наркоза, что исключает болевые ощущения и снижает уровень стресса для ребенка.

Статья подготовлена совместно с детским стоматологом Этери Углановой