Предрасположенность к кариесу по наследству

Многие заболевания могут передаваться наследственным путем, и потому требуют настороженности и соблюдения профилактических мер. А считается ли кариес таким заболеванием, и стоит ли бежать к врачу, если в семье ранее были проблемы с зубами? Попробуем ответить на эти вопросы вместе со стоматологами Lahta Dental.

Кариес и гены: есть ли связь

Генетическая предрасположенность — одна из частых причин развития заболеваний. В случае с кариесом наследственность также может играть определенную роль в появлении патологического процесса. Научные исследования показывают, что самого по себе «гена кариеса» не существует, так как кариес — это в первую очередь инфекционное заболевание, возникающее при попадании в полость рта и активном росте кариесогенных бактерий. Однако, генетические факторы могут отвечать за другие характеристики, связанные со здоровьем зубов, а именно:

• толщина и структура зубной эмали
  • минеральный состав слюны
  • иммунная система и микрофлора полости рта
  • комплектность зубов
  • высота и размер зубов
  • форма и размер челюсти
  • прикус
  • объем десневой ткани
  • сроки прорезывания зубов

То есть, если у родителей была тонкая эмаль или нарушения прикуса, которые часто провоцируют развитие кариеса, то ребенок тоже может столкнуться с такими же проблемами.

Кроме того, было выявлено, что предрасположенность у детей к кариесу часто возникает по материнской линии. Проще говоря, если у матери в анамнезе есть множественный кариес, то с большой вероятностью зубы ребенка тоже будут уязвимы перед кариесогенными бактериями.

Всегда ли виновата генетика

Нужно понимать, что кариес — заболевание многофакторное, и генетическая предрасположенность является лишь одним из множества факторов, воздействующих на состояние зубов. На здоровье зубов в значительной мере влияют:

• гигиена полости рта
  • питание
  • вредные привычки: курение, алкоголь, тяга грызть ногти или несъедобные предметы
  • нарушения прикуса
  • хронические заболевания
  • прием определенных лекарственных препаратов
  • периодичность посещения стоматолога

Таким образом, если у человека существует генетическая предрасположенность к кариесу, вероятность его развития будет зависеть и от других условий.

А вот качественная гигиена, здоровый образ жизни и регулярные профилактические осмотры у врача помогут существенно снизить риск развития патологических процессов.

Что делать, если есть предрасположенность к кариесу

Даже если у всех близких родственников были проблемы с зубами, не стоит отчаиваться и ждать, пока кариес придет и в вашу жизнь. Появления болезни и развития осложнений можно избежать, если соблюдать простые правила профилактики:

1. Ежедневная тщательная гигиена, включающая чистку правильно подобранными щеткой и пастой два раза в день, а также использование зубной нити, ополаскивателя и ирригатора. В идеале все средства гигиены должны подбираться стоматологом, исходя из клинической ситуации и индивидуальных потребностей пациента
  2. Разнообразный полноценный рацион, состоящий из основных групп продуктов: белков, жиров, цельнозерновых круп, овощей, фруктов и молочной продукции — это поможет организму получать из пищи все необходимые полезные вещества в достаточном объеме. Особое внимание следует уделить продуктам, богатым кальцием и фосфором: творог, молоко, сыр, йогурт, рыба, морепродукты, фасоль, орехи
  3. Ограничение добавленного сахара в рационе. Ни для кого не секрет, что сладкие продукты, и в особенности газированные напитки, негативно влияют на зубную эмаль и способствуют ускоренному развитию кариеса
  4. Поддержание водного баланса. Сухость во рту снижает pН и провоцирует развитие кариеса. Чтобы избежать обезвоживания полости рта — ксеростомии, пейте достаточное количество жидкости без алкоголя и сахара
  5. Старайтесь принимать пищу и напитки комфортной температуры
  6. Попытайтесь избавиться от вредных привычек. Модификация образа жизни, отказ от курения и алкоголя — лучшая помощь для подверженных кариесу зубов. А еще нужно помнить, что зубы — для еды, и поэтому не стоит использовать их для открывания упаковок, бутылок, деталей конструктора и перекусывания ниток
  7. Обязательно посещайте стоматолога по индивидуальному графику для периодической профессиональной гигиены и профилактических осмотров. Доктор сможет выявить скрытый кариес или кариес на ранней стадии, и эффективно избавиться от патологических очагов без боли и объемных вмешательств

В Lahta Dental применяются прогрессивные методики лечения кариеса на всех стадиях. Наш главный принцип — сохранение максимального объема натуральных тканей зуба даже в самом сложном случае. А для разрушенных зубов в клинике доступны художественные реставрации. Особое внимание наши доктора уделяют профилактике кариеса: подбирают эффективные средства для домашней гигиены, обучают правильной технике чистки и составляют индивидуальный график осмотров. Мы поможем надежно защитить ваши зубы от кариеса и предупредить развитие осложнений.