Эрозия зубов

Красивая блестящая эмаль зубов — это не только гарантия эстетичной улыбки, но и достоверный показатель здоровья полости рта и всего организма. И если зубная эмаль вдруг потускнела, стала неоднородной и шероховатой, то есть повод насторожиться: возможно, вы столкнулись с эрозией эмали.

Что такое эрозия зубов

Эрозия представляет собой некариозное поражение твердых тканей зуба — эмали и дентина, проявляющееся их истончением и постепенным разрушением. Внешне эрозию легко спутать с кариесом: на начальной стадии она тоже выглядит как меловидные белые пятна, а с приближением к верхнему слою дентина приобретает коричневые оттенки.

Иногда, помимо изменения цвета, при прогрессировании эрозии на средней стадии появляются различные мелкие дефекты поверхности: шероховатости, бороздки, неровности.

Последнюю — глубокую степень поражения невозможно не заметить, ведь поражение дентина сопровождается сильной болью, из-за которой человек порой перестает чистить зубы, вследствие чего к эрозивному процессу присоединяется кариозный.

Эрозия прогрессирует достаточно медленно и, в отличие от кариеса, не является инфекционным заболеванием, но она точно так же требует лечения и модификации образа жизни.

Почему возникает эрозия на зубах

1. Механическое повреждение, возникающее при сильном давлении на щетку, либо вследствие неправильно подобранной, слишком жесткой щетины
  2. Чрезмерное употребление продуктов с повышенной кислотностью: цитрусовые в любом виде, газированные напитки, кислые ягоды и фрукты, соленья и маринованные овощи, алкогольные напитки вызывают так называемую «кислотную» эрозию
  3. Длительный прием препаратов, содержащих кислоты: витамин С (аскорбиновая кислота), аспирин (ацетилсалициловая кислота) и др.
  4. Заболевания пищеварительной системы, когда кислый желудочный сок попадает в полость рта: ГЭРБ (рефлюксная болезнь), язвенная болезнь, гастрит
  5. Беременность. Изменения гормонального фона способны привести к изменению химического состава слюны, а частая рвота из-за токсикоза оказывает агрессивное действие на эмаль
  6. Эндокринные нарушения. При патологиях щитовидной железы также возможен дисбаланс минеральных веществ в слюне. Кроме того, часто наблюдается снижение ее выработки, что делает эмаль недостаточно защищенной и более подверженной разрушению
  7. Вредные условия труда. Ни для кого не секрет, что работа на предприятиях тяжелой и химической промышленности негативно сказывается на состоянии организма, и зубы здесь — не исключение

Какие симптомы характерны для эрозии зубов

• Зубы потеряли природный блеск, стали матовыми и тусклыми
  • Появилась чувствительность при употреблении горячей и холодной пищи и напитков
  • При чистке возникают неприятные ощущения
  • На поверхности эмали появились матовые меловидные пятна белого, желтоватого или коричневого оттенков
  • Можно увидеть эрозивные дефекты — небольшие участки округлой или чашеобразной формы с гладким дном
  • На зубах ощущается шероховатость, которая не исчезает после гигиены
  • Развивается повышенная стираемость эмали, из-за которой уменьшается высота коронковой части зуба

Как лечить эрозию зубов

Категорически не рекомендуется пытаться избавиться от эрозивных пятен и дефектов в домашних условиях. Использование подручных средств типа лимонной кислоты, активированного угля, перекиси водорода или активная чистка с целью «вывести» обнаруженное на зубе пятно, может привести к осложнениям и усугубить ситуацию. Тем более, простому человеку будет довольно просто спутать эрозию с гипоплазией эмали, клиновидным дефектом или поверхностным кариесом.

Отличить эрозию от кариеса и других патологий и эффективно устранить все патологические очаги сможет только врач-стоматолог.

Доктор проведет осмотр полости рта и диагностический тест с помощью йода, при котором поверхность зуба тщательно просушивается, а затем на нее наносится йодный раствор. Если поврежденные участки окрасятся в желтый цвет, это будет означать подтверждение эрозии зубов.

На ранних стадиях проводится реминерализирующая терапия, предполагающая ежедневное нанесение либо закладывание в специальную капу гелей, содержащих активные соединения фтора и кальция. При средней и высокой степени разрушения выполняется художественная реставрация композитными пломбами и коронками, в зависимости от объема повреждений.

Важно! Лечение у стоматолога должно обязательно дополняться модификацией образа жизни, а именно — устранением того фактора, который провоцирует развитие эрозии. К примеру, если причиной эрозии стали кислоты в рационе, то стоит скорректировать рацион питания и уменьшить количество кислотосодержащих продуктов. А если эрозия возникла, как симптом заболевания пищеварительной или эндокринной системы, то нужно обязательно записаться на консультацию гастроэнтеролога, эндокринолога или врача общей практики и получить необходимое лечение.