Почему зубы стираются?

Каждый день, употребляя пищу и напитки, мы подвергаем наши зубы нагрузке и естественному износу, из-за чего они постепенно стираются. Но иногда ввиду разных обстоятельств стираемость усиливается и приводит к ухудшению здоровья полости рта. В таком случае важно как можно скорее получить помощь стоматолога и выявить причину патологического процесса.

Что такое стираемость и какой она бывает

Стираемость зубов — это процесс, при котором происходит истончение зубной эмали и уменьшение естественной высоты зуба. Такое явление считается физиологической нормой, когда с течением времени под воздействием ежедневных нагрузок эмаль незначительно стачивается и как бы сглаживается, не оголяя дентин и не вызывая неприятной симптоматики. Зачастую человек даже не ощущает изменений и не испытывает ухудшения качества жизни. Но при этом важно уметь отличить естественную стираемость от патологической, при которой полость рта ждут серьезные неблагоприятные изменения.

Главное отличие патологической стираемости — разрушение эмали происходит гораздо быстрее и интенсивнее, в большинстве случаев затрагивая сразу несколько зубов. Повреждается дентин, наблюдается выраженная и прогрессирующая убыль высоты зубов, развивается чувствительность к термическим и механическим нагрузкам. Общая функциональность зубов значительно снижается: человек не может полноценно пережевывать пищу, жевательные мышцы испытывают повышенную нагрузку, способствуя развитию проблем с височно-нижнечелюстным суставом, меняется дикция и артикуляция, нарушается эстетика улыбки, что может негативно сказаться на самооценке и психоэмоциональном равновесии.

Поэтому при первых признаках повышенной стираемости очень важно обратиться к врачу и остановить патологические изменения.

Почему возникает патологическая стираемость?

У повышенной стираемости есть несколько причин:

• Бруксизм. Состояние, при котором человек неосознанно, чаще всего во сне или в стрессовой ситуации, стискивает зубы, вызывая усиление трения и давления между ними
  • Различные нарушения прикуса. При деформации зубных рядов жевательная нагрузка распределяется неравномерно, из-за чего увеличивается механическое воздействие на отдельные зубы, и их эмаль истончается
  • Генетическая предрасположенность. Люди с тонкой эмалью или врожденными дефектами чаще сталкиваются с повышенной стираемостью
  • Вредные привычки. Постоянное желание грызть ногти, зубочистки, карандаши и ручки, перекусывать нитки и открывать бутылки и упаковки с помощью зубов приводит к ускоренному истончению эмали
  • Чрезмерное употребление продуктов с повышенной кислотностью. Кислоты обладают разрушительным действием для зубной эмали, снижая ее устойчивость к привычным жевательным нагрузкам, из-за чего она начинает стираться быстрее
  • Ношение ортодонтических и ортопедических конструкций, изготовленных или установленных с нарушениями. В норме корректирующие устройства должны способствовать правильному смыканию зубов и равномерному распределению нагрузки, но при нарушении технологии возникает обратный эффект
  • Патологии эндокринной системы. При эндокринных нарушениях происходят изменения в метаболических процессах, из-за чего страдает минеральный состав зубной эмали и часто развивается ксеростомия — состояние повышенной сухости во рту, при которой эмаль сильнее подвержена воздействию внешних факторов
  • Нарушения пищевого поведения. Дефицит кальция, фосфора и других полезных элементов, необходимых для поддержания здоровья зубов, негативно сказывается на состоянии эмали, вызывая ее деминерализацию
  • Вредные условия труда. Работа на предприятиях химической, горнодобывающей, металлургической и других видах тяжелой промышленности в целом отрицательно сказывается на организме человека, и полость рта — не исключение

Как понять, что зубы стираются?

Повышенная стираемость сопровождается характерными симптомами:

• появление чувствительности зубов
  • уменьшение высоты коронковой части
  • травмы слизистой оболочки щек и губ

Стираются зубы: что делать?

Единственный верный ответ на этот вопрос — записаться на прием к стоматологу и не заниматься самолечением, особенно народными средствами. Доктор проведет осмотр и комплексную диагностику, определит причину недуга и составит план лечения и восстановления утраченных тканей. В зависимости от стадии заболевания и сопутствующих факторов это может быть ортодонтическая коррекция, микропротезирование и реставрация, реминерализирующая терапия, хирургическое вмешательство и т.д.

Если причина стираемости заключалась в хроническом заболевании, врач направит на консультацию к смежному специалисту. Это поможет устранить провоцирующий фактор, сохранить эффект лечения и избежать рецидивов.

Комплексный подход, практикуемый в Лахта Дентал, при котором в лечении задействуется сразу несколько специалистов, гарантирует точное и эффективное планирование, выбор оптимального лечебного маршрута и комфортную реабилитацию. Мы поможем восстановить функциональность каждого зуба с максимальным сохранением здоровых тканей и получить гармоничный эстетический результат.

Статья подготовлена совместно со стоматологом-ортодонтом Залиной Гусовой.